Баженов Владимир Александрович
(28.11.1932, г. Тавда Свердловской обл.)
Родился в г. Тавда Свердловской области 28 ноября 1932 года в семье учителей.
С детства был приучен отцом к самостоятельности. Ходил с ним на охоту, научился от него готовить дратву и подшивать валенки. Делать колодки ног и на них вести ремонт обуви для всей семьи. Починял вручную грубую одежду, кроил и шил на швейной машинке «Зингер». Чинил патефон и любые часы. В седьмом классе все знал об электричестве, сам ставил розетки, ремонтировал ключи и замки, делал стрижки младшим братьям. В школьные годы складывался интерес к технологии машиностроения.
В 1950 году он окончил среднюю школу с серебряной медалью. В 1955 году будущий инженер-физик на комбинате проходил преддипломную практику, здесь же защищался.
В 1956 году с отличием окончил Уральский Политехнический институт по специальности «техническая физика» с присвоением классификации «инженер-физик». После института пришел работать в Центральную заводскую лабораторию. С тех пор его трудовая биография неразрывно связана с комбинатом. Работая старшим лаборантом, а затем младшим научным сотрудником расчетно-теоретического сектора ЦЗЛ под руководством Бориса Всеволодовича Жигаловского, он быстро проявил себя, показав умение решать сложные научные задачи. И вполне закономерно, что именно Баженову в конце 50-х поручили решение весьма сложной проблемы. С неё собственно и началась многолетняя дружба В. А. Баженова с газовыми центрифугами. На стол Жигаловского легла докладная записка следующего содержания: «Предлагаю сконструировать надкритическую газовую центрифугу». Подпись: «Руководитель группы ЦЗЛ Михаил Аршанский». Предложение равносильное приказу. Реализацию проекта поручили Владимиру Александровичу. Как, из чего – было никому неизвестно. Пришлось засесть за техническую литературу. Что такое критическая скорость? Это когда скорость вращения совпадает с собственной частотой ротора. Как следствие этого процесса возникает резонанс, который может привести к разрушению машины. Нашим специалистам предстояло преодолеть критические скорости. По совету начальника лаборатории Михаила Ханина В. А. Баженов занялся изучением самого принципа перехода через такие скорости.
В результате была изготовлена демонстрационная установка с надкритическим ротором – хорошая лабораторная модель. Однако трудностей с вводом её в эксплуатацию было предостаточно. Даже сегодня, не говоря уже о том времени, при наличии универсальной вычислительной техники сложно сделать расчеты применительно к центрифугам. Как правило, необходимо время для эксперимента. Только через полгода был получен результат – инициативной группой инженеров во главе с Ханиным и Баженовым конструкция надкритической газовой центрифуги все-таки была создана. С того времени в отрасли начались работы поэтому перспективному направлению: в разных научных центрах страны созданы опытно-конструкторские бюро, лаборатории, опытные производства. Это направление остается актуальным и по сей день.
А Баженов и команда идут дальше. При высоких скоростях металл, из которого изготавливались центрифуги, не выдерживал нагрузок. Баженов хорошо понимает: чтобы двигаться вперед по центрифужной тематике, для машин нужны принципиально новые композиционные материалы – более легкие и прочные. В 1966 году по решению отраслевой конференции и приказу Совета Министров СССР в ЦЗЛ комбината создается сектор по разработке таких материалов. Руководит им Владимир Баженов уже, будучи заместителем начальника ЦЗЛ. Причем Баженов занимается, не только научными исследованиями, но и решением организационных вопросов: создает лаборатории, завозит необходимое оборудование, подбирает специалистов.
Коллеги по работе отзывались: «Трудно найти второго такого универсала. Если дело касалось запуска строительства, равных Владимиру Баженову нет. Он умел найти убедительное слово и для ученого, и для рабочего, умел быть понятным для любого». Благодаря работам по новым материалам смогла появиться машина шестого поколения, которая была запущена в производство в 1984 году! Углепластик и органопластик – вот плоды дальнейших многолетних поисков. На этих материалах, позволивших продлить срок службы машин и повысить их надежность, сегодня делаются машины седьмого и восьмого поколений.
В 1987 году новый Министр среднего машиностроения Л. Я. Рябев принял решение наделить УЭХК правами Главного Конструктора, назначив В. А. Баженова на эту должность. На комбинате был образован Отраслевой научно-промышленный комплекс (ОНПК). Пять лабораторий ЦЗЛ, одна лаборатория ИВЦ влились в опытный цех разделительного производства – создав основу ОНПК. Даже трудно представить себе, какой громадный груз ответственности лежал на плечах этого человека. На карту были поставлены репутация и судьба всего комбината! С 1993 года началась подготовка к серийному производству машин седьмого поколения, а параллельно разработка и внедрение газовых центрифуг восьмого поколения
На протяжении всех лет Владимир Александрович оставался скромным тружеником, никогда не выпячивавшим и даже немного стеснявшимся своих заслуг. Когда кандидатуру главного конструктора выдвинули на Государственную премию, он хотел от неё отказаться, сказав: «Пусть получает молодежь…». Тем не менее, в его арсенале – Премия Совета Министров СССР и Государственная премия РФ, Почетный ветеран промышленности Урала, Почетный гражданин города. Заслуженный изобретатель России. Подготовил 6 кандидатов наук, имеет 35 авторских свидетельств на изобретения, 2 патента на полезную модель, ряд рационализаторских предложений. Автор более 300 печатных работ.
А еще у Владимира Александровича есть своя отдушина – это охота. Охотник он страстный, ни одного выходного не пропускал. Охотничий стаж идет с шестого класса. Его собратья по увлечению рассказывают, что обошел он с охотничьим ружьем всю Свердловскую, Курганскую, Челябинскую области и даже до севера Тюменской добрался.
Со своей женой Владимир Александрович познакомился в восьмом классе. Придя в новую школу, Зинаида с удивлением для себя узнала, что здесь учится … Ленин. Как сейчас помнит: распахивается дверь в класс, вваливается толпа учеников. И все кричат: « Покажите нам второго Ленина!». Владимир был лучшим учеником Макушинской школы, что в Курганской области, учителя ставили его в пример. А иные побаивались: лучший ученик мог невольно показать при ответе, что знает материал точнее и лучше учителя.
Предложение своей будущей жене Владимир сделал лишь, когда начал работать на комбинате. У Владимира Александровича и Зинаиды Ефимовны трое детей: Павел, Владислав и Алла, и еще внук и две внучки.
Награжден Владимир Александрович Баженов орденом «Трудового Красного Знамени», медалями: «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100 – летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда». В марте 2001 года ему было присвоено звание «Почетный гражданин г. Новоуральска».